Цель: дать родителям задуматься над проблемами воспитания детей, посмотреть по – новому на использование наказаний, переосмыслить их.
Сегодня мы поговорим с вами о важной проблеме, с которой сталкиваются все – и взрослые, и дети, - о проблеме целесообразности применения наказаний. Отношение к наказаниям меняется на протяжении веков. Первая позиция - “за” наказания. Многие родители придерживаются такой позиции. “Нас били родители и ничего… ” – говорят они. Не зря наказания использовали раньше. Вторая позиция «против» наказаний Л. Н. Толстой писал: «Наказание вредно потому, что оно озлобляет того, кого наказывают… Желание наказать есть желание мести». Недопустимы физические наказания. Прибегая к физической силе, родители лишь доказывают полную неспособность и неумение найти разумный способ воздействия на ребенка. Имелись случаи, когда последствиями физических наказаний были ослабление слуха и нервные заболевания. Но самый большой вред заключается в том, что физические наказания унижают личность ребенка, убеждают его в собственном бессилии, порождают озлобление. Ребенок теряет веру в свои силы и уважение к себе, то есть те ценные качества, которые родители должны особенно тщательно и любовно в нем воспитывать. Физические наказания учат детей неправильному, нецивилизованному способу решения проблем. Рукоприкладство родителей освобождает ребенка от чувства вины, и он считает, что волен поступать так, как ему вздумается, развивает у него упрямство. Дети с сильной нервной системой в результате физических наказаний вырастают грубыми, жестокими, лживыми, дети со слабой нервной системой – боязливыми, вялыми, нерешительными. У тех и других вследствие физических наказаний возникает отчужденность в отношениях с родителями. Дети перестают уважать старших, считаться с ними, испытывают чувство мести, страх. Наказание – сильно действующий метод воспитания, но его надо применять осторожно, с учетом многих обстоятельств: это и мотивы поступков детей, и возрастные особенности. Не спешите с выводами, не унижайте ребенка, не кричите на него, не оттачивайте на детях свое остроумие. Наказание должно быть педагогически оправданным. Физические наказания недопустимы. А теперь предлагаем вам продолжить фразу: (с комментариями психолога) 1. «Наказание ребёнка взрослым происходит, потому, что. » 2. «Как вы наказываете Вашего ребёнка… » 3.«Кто по-вашему, более ответственен за воспитание ребёнка – родители или дошкольное образовательное учреждение? » В статье 18 (п. 1) «Закона об образовании» указано, что родители являются первыми педагогами. Которые обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте. Способы воспитания должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию. Ситуация для анализа (комментирует психолог) Четырехлетний Алеша баловался за столом во время обеда. Несмотря на замечания взрослых. В конце концов, он подавился и начал кашлять. Его наказали – поставили в угол. После того как мальчик «отбыл наказание», отец спросил его: - Будешь еще так делать? - Нет, - ответил малыш. - А ты понял, за что тебя наказали? – догадался спросить отец. - Да, за то, что кашлял, - ответил ребенок. Вопрос - Какими могут быть последствия взаимонепонимания? Можно предложить родителям поделиться опытом воспитания, применения эффективных, по их мнению, наказаний, имеющих педагогическую целесообразность. Например, если ребенок нагрубил, обидел старшего, то ему запрещают смотреть мультфильм. Но может возникнуть вопрос: а как же наказывать? Ситуация для анализа - Папа, а меня Нина Петровна похвалила! Я запомнила стихотворение быстрее всех! Хочешь расскажу? – девочка радостно скачет, ей не терпится поделиться с отцом удачей. - Лучше расскажи мне о своем поведении, что ты натворила вчера! – строго говорит отец. Лицо девочки меркнет. Напрасно весь день вынашивала она в себе заряд радости… Дома девочка делает еще один заход: - Мама, хочешь расскажу стихотворение про елочку? - Мне не до елочки сейчас. В следующий раз расскажешь. Вопросы - Что ребенок испытывает в подобном случае, когда родители не стремятся его понять, разделить его радость? - Чем в дальнейшем чревато невнимание родителей к проблемам дочки? - Стараетесь ли вы поддержать стремление ребенка поделиться с вами своими радостями и огорчениями? Комментарии психолога У ребенка имеется потребность в общении с близкими людьми. Если родители не реализуют ее, то ребенок найдет другого человека, с которым будет общаться, делиться своими проблемами. Так, иногда дети попадают в сомнительные компании. Иногда родители удивляются, почему последними узнают о событиях в жизни их ребенка. Ситуация для анализа Мама говорит сыну: - Пора спать. - Не хочу! – заявляет сын. Мама делает вид, что не слышит ответ ребенка. И продолжает - Кого же ты сегодня возьмешь с собой смотреть сны – мишку или зайца? И вот уже мальчик тянется к зайцу, послушно ложится спать. Вопросы - Почему сначала сын отказался ложиться спать, а потом согласился? - Какой прием использовала мама? Вы используете подобные приемы? - В чем их эффективность на ваш взгляд? К педагогически оправданным наказаниям относятся: - замечание, но сделанное так, чтобы оно дошло до сознания ребенка, - выговор – серьезно и строго поговорить о недопустимости недостойного поведения - лишение ребенка чего-то приятного, без чего можно обойтись: просмотр телепередач, лакомств и др., но важно, чтобы он знал, за что наказан. - Недопустимо наказание ребенка трудом, поскольку труд должен быть радостью - Иногда можно использовать наказание как метод «естественных последствий»: насорил – убери за собой. Кроме того, очень полезно дать понять ребенку, что он сам страдает из-за своего непослушания. Например, опоздали на автобус, и теперь его придется долго ждать или идти пешком, или же вовремя не захотел убрать игрушки – меньше времени осталось на занятие любимым делом. - Осторожно используйте насмешки, поскольку они могут вызвать потерю родительского доверия. - Недопустимо злоупотреблять запретами, так как бесконечные запрещения вызывают у ребенка стремление противодействовать им. Взрослые должны четко определить, что ребенку можно, а что нельзя, мотивировать это. Конвенция о правах ребенка (слайды) К основным задачам администрации дошкольного образовательного учреждения относятся: - принятие решения об организации работы по оказанию помощи детям, испытывающим насилие и жестокое обращение со стороны родителей - установление контакта со специальными службами защиты детей. В нашем районе работает служба «Работа со случаем», я являюсь ответственным лицом за своевременное предоставление информации о нарушении прав детей в семье. Поэтому знакомлю родителей с примерным перечнем сигналов. Когда ребенок нуждается в государственной защите.
«Берегите своих детей»
Берегите своих детей,
Их за шалости не ругайте.
Зло своих неудачных дней
Никогда на них не срывайте.
Не сердитесь на них всерьез
Даже если он провинились,
Ничего нет дороже слез,
Что с ресничек родных скатились.
Если валит усталость с ног.
Совладать с нею нету мочи,
Ну а к вам подойдет сынок
Или руки протянет дочка,
Обнимите покрепче их,
Детской ласкою дорожите.
Это счастья короткий миг,
Быть счастливыми поспешите!
Ведь растают, как снег весной
Промелькнут дни златые эти
И покинут очаг родной
Повзрослевшие ваши дети.
Перелистывая альбом
С фотографиями детства,
С грустью вспомните о былом
О тех днях, когда были вместе
Как же будете вы хотеть
В это время опять вернуться,
Чтоб им маленьким песню спеть.
Щечки нежной губами коснуться…
И пока в доме детский смех,
От игрушек некуда деться
Вы на свете счастливей всех!
Берегите, пожалуйста, детство!