Вопросы развития профессиональной компетентности рассматриваются в психолого-педагогической литературе по отношению к педагогу. Тлеубердиев Б.М., Рысбаева Г.А. и другие изучают теоретические основы повышения компетентности педагогов. Условия эффективности и диагностики профессиональной компетентности и педагогического мастерства рассмтаривают такие авторы, как Л.И. Кадырова Л.А. Башарина, Е.В. Прозорова, С.С. Татарченкова. Выявляются средства формирования профессиональной компетентности педагога: (Г.И. Захарова, Ю.А. Конев, Г.М. Соломина, В.И. Юдин).
Следует отметить, что проблема профессиональной компетентности широко рассматривается О.М. Атласовой и другими, в контексте подготовки специалистов в высших учебных заведениях, в процессе повышения квалификации.
В сфере дошкольного образования проведено исследование профессиональной компетентности педагогических кадров, профессионально-значимых качеств личности воспитателя детского сада, развития профессиональной компетентности педагога дошкольного образовательного учреждения в области воспитания (О. И.Панфилова).
Повышение квалификации педагогических и руководящих работников
необходимо проводить для повышения профессионального мастерства коллектива и развития профессиональной компетентности педагогов детского сад.
Необходимо подчеркнуть, что курсы повышения квалификации позволяют педагогу повысить свой профессиональный уровень, познакомиться с передовым педагогическим опытом, обеспечивают осознание педагогом современных подходов к проблемам развития дошкольников, систематизируют знания и представления о системе дошкольного образования на современном этапе, где особый акцент делается на его индивидуализацию, создание условий для социализации и индивидуализации детей.
Профессиональная компетентность педагога дошкольного учреждения во многом зависит от его аналитических умений, то есть умения наблюдать, анализировать, диагностировать уровень развития, воспитанности и обученности каждого ребенка, анализировать конкретные педагогические ситуации, оценивать их и учитывать при организации педагогического воздействия, выяснять причины, условия, характер таких ситуаций.
Наиболее распространенными среди педагогов дошкольных учреждений формами обобщения прогрессивного педагогического опыта являются написание статьи и презентация.
Для квалифицированного исполнения этих функций старший воспитатель должен знать психологию развития личности, общую и дошкольную педагогику, философию образования, современные дидактические системы, технологии обучения и воспитания детей дошкольного возраста, образовательный менеджмент и маркетинг. Эти знания позволят старшему воспитателю не только на должном уровне заниматься организацией учебно-воспитательного процесса, но и иначе подходить к организации системы повышения квалификации педагогов детского сада.
Повышение квалификации педагогов – комплексный творческий процесс, предполагающий ознакомление воспитателей с технологиями обучения и воспитания детей дошкольного возраста, работы с родителями, а также с нетрадиционными подходами к разработке и оформлению педагогической документации.
Существуют различные формы повышения квалификации, каждая из которых имеет свои специфические особенности.
Педагогические советы – постоянно действующие коллегиальные органы, рассматривающие различные аспекты деятельности ДОО. Непременным их компонентом должна быть рефлексивная деятельность педагогов.
Обучающие семинары являются, пожалуй, наиболее продуктивной формой повышения квалификации педагогов: на них основное внимание уделяется повышению их теоретической подготовки. Необходимым условием организации обучающих семинаров должно быть посильное участие всех педагогов. Им заранее предлагаются задания, которые позволят каждому развить педагогические способности, педагогическое мышление, коммуникативность.
Разнообразные консультации. Как правило, они связаны с познавательными интересами воспитателей.
Еще одной формой повышения квалификации являются педагогические тренинги. Они преследуют разные цели – от развития отдельных педагогических способностей воспитателей до формирования их устойчивого педагогического мышления.
Содержание тренингов включает:
- индивидуальную работу по анализу педагогической проблемы;
- работу с группой коллег по решению поставленной поисковой задачи; проведение деловой игры;
- создание методических рекомендаций.
Педагогический тренинг позволяет анализировать работу коллег и, что более актуально, осуществлять самоанализ, который дает возможность увидеть положительные и отрицательные моменты в своей педагогической деятельности и скорректировать некоторые личностные качества.
Наиболее сложным в тренинге является его подготовка: следует заранее подумать о необходимом оборудовании, составить программу работы, скомплектовать творческие группы педагогов, чтобы качественно организовать их поисковую деятельность.
В работу тренинга необходимо включать не только воспитателей, но и других специалистов детского сада – психолога, логопеда и педагогов дополнительного образования, что будет благоприятно сказываться на результативности педагогического процесса, так как все они действительно становятся коллегами, работающими над решением одной педагогической проблемы, учатся согласовывать свои действия.
Диагностика является неотъемлемой частью работы воспитателей, особенно при повышении квалификации педагогических работников.
Работа с сотрудниками ДОО в современных условиях должна строиться дифференцированно, с учетом запросов каждого. Именно это позволит развить творчество и инициативу каждого путем включения в исследовательскую деятельность.
Вариантом проведения диагностической работы воспитателей является анкета для педагогов “Изучение субъектами образовательной системы детского сада”. Для организации качественной работы по повышению квалификации педагогов обязательным условием является обратная связь с коллегами, то есть получение информации, связанной с их образовательными потребностями и желаниями. Необходимо, чтобы воспитатели высказывали пожелания в устной или письменной форме. Для оформления письменной заявки следует придерживаться определенной формы, чтобы облегчить возможность ее дальнейшего анализа.
Сегодня необходимы новые подходы к организации методической работы в детском саду. Прежде всего, следует создать условия для повышения активности и инициативы воспитателей, для пробуждения и поощрения их творческих поисков. Основанием педагогически грамотной работы заведующего должна стать система повышения квалификации воспитателей, методологической основой которой является современная концепция непрерывного образования как условия личностного роста и развития.
Литература
- Бездухов, В.П. Теоретические проблемы становления педагогической компетентности учителя [Текст] / В.П. Бездухов, С.Е. Мишина, О.В. Правдина. – Самара: Изд-во СамГПУ, 200 – 132 с.
- Кадырова, Л.И. Формирование базовых компетентностей будущих воспитателей дошкольных учреждений в процессе профессиональной подготовки [Текст] / Л.И. Кадырова // Проблемы современного педагогического образования. – 2015. – № 46-1. – С. 265 – 27
- Панфилова О. И. Понятие «профессиональная компетентность» и различные подходы к изучению феномена данного понятия [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2016 г.). — Казань: Бук, 2016.
- Тлеубердиев Б.М., Рысбаева Г.А., Медетбекова Н.Н. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА // Международный журнал экспериментального образования. – 2013. – № 10-1.