МБДОУ детский сад №15

Краснодарский край, Кущевский район, х. Глебовка, ул. Пролетарская, д. 27,

Телефон

88616837667

Эл. почта mbdou15glebovka@yandex.ru

Сообщить о проблеме
Оказание экстренной службы помощи детям и родителям
Экстренную психологическую помощь детям и родителям обеспечивают 210 региональных служб детского телефона доверия, работающих под единым общероссийским номером 8-800-2000-122 на территории 85 субъектов Российской Федерации.
Более 4 миллионов россиян стали пользователями приложения Госуслуги.Дом
Детский телефон доверия
Мы в одноклассниках!
Объясняем
Портал "Объясняем.рф" официальный интернет-ресурс, запущенный для информирования граждан по волнующим и самым актуальным вопросам о социально-экономической ситуации в стране,
Анкетирование 2024
Уважаемые родители, законные представители МБДОУ д/с №15 В рамках проведения независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности просим пройти онлайн анкетирование 2024
                                     МБДОУ д/c№15
                                       Адрес: Краснодарский край, Кущевский район, х. Глебовка, ул.   Пролетарская, д. 27, 
                                     Телефон: 88616837667Телефон: 88616837667
                                      Эл. почта: mbdou15glebovka@yandex.ru                       
            
                        

Советы психолога в условиях киберзависимости детей

Психолог предупреждает: Кто воспитывает ваших детей?! Вы или ваш телефон?!

Каждая эпоха характерна своими открытиями. И наше время не исключение. Компьютеры, игры, телефоны и планшеты – все для усовершенствования информационного пространства. Конечно с появлением гаджетов у людей открылось много новых возможностей, и мы об этом все знаем. Но наш разговор не про это.

Мы обсудим вопросы развития ребенка в условиях полномаштабной гаджетомании, и будем учиться информационной гигиене.

Как часто мы улыбаемся, глядя на фото, на котором годовалый малыш с увлечением смотрит в планшет и своим пальчиком тычет в экран. Смешно, но есть над чем задуматься.

В настоящее время психологи уже бьют тревогу: дети в компьютерах и телефонах сидят часами, им интересней виртуальная реальность, чем реальный мир, среди детей и молодежи развивается аутичность, тормозится развитие речи, живое человеческое общение заменяется на короткие и сжатые послания друг другу, огромный поток информации мозг не успевает даже понять, наши дети поглощают весь массив информационного пространства без осмысливания и анализа. И это не весь перечень опасностей, которые несет нам наш современный образ жизни.

Понимая это, мы делаем первый шаг на пути к полезному взаимодействию с гаджетами. Второй шаг – наши обдуманные поступки и действия. Предлагаем вам советы по организации воспитательного взаимодействия с детьми в условиях гаджетомании.

1. До возраста 3-х лет желательно не знакомить детей с гаджетами. В этом возрастном периоде лучше не давать смотреть телевизор с мультиками. А оптимально вообще, чем дольше не смотрит, тем лучше. Мир все равно затянет его в свое развитие.

Если ваш ребенок узнал, например, про мультики, то важно регулировать и контролировать этот процесс. При этом необходимо помнить одно условие - малышу должно быть интересней играть, рисовать или рассматривать, слушать книжки с вами, чем смотреть мультики или детские видео. Телевизор (компьютер, планшет) с детскими программами давать смотреть ребенку дозировано – в день не более 30 минут. У детей дошкольного возраста время с гаджетами не должно быть первостепенным, длительным и самым интересным для него. В этом возрасте зона ближайшего развития не должна быть связана с планшетом, компьютером или экраном телефона. Конечно, очень легко посадить малыша перед телевизором или компьютером, и на несколько часов будет тишина. Но важно понимать, чем эти «минуты-часы спокойствия» могут обернуться для дальнейшего развития ребенка.

2. Нельзя смотреть мультики или играть в игры на планшете перед сном ребенка. Сон – это важная часть жизни человека и особенно ребенка. Сон важен, а особенно качество сна – тишина, темнота и свежесть пространства. При просмотре гаджетов мозг ребенка возбуждается и начинает обрабатывать поступившую информацию, а значит даже если вы пытаетесь уложить малыша спать, мозг еще долго не уснет. Такой сон (если сможете вообще ребенка уложить) не только не принесет покоя и восстановления сил, но и может развить утомление, раздражение и напряжение.

Не должен сопровождаться просмотром мультиков или детской передачи и прием пищи. В данном случае пример взрослых очень показателен – если родители «зависли» в телефоне за ужином, у ребенка будет трудно воспитать другое поведение.

3. Виртуальный мир. В дошкольном возрасте ребенок узнает окружающий мир и если это познание идет преимущественно через искусственный интеллект и экран монитора, то познает он виртуальный мир. А малышу необходимо знакомиться и жить в настоящем мире, изучать предметы, проживать события и новые открытия.

В возрасте «Почемучек» взрослому порой трудно найти ответы на такие вопросы как «А почему трава зеленая, а небо синее?», «А почему птицы летают, а люди нет?», «А почему самолеты не падают?» и проще открыть телефон для ребенка. Но для полноценного развития малыша важно уделить ему свое внимание и поговорить, рассказать, объяснить. Родителям и взрослым обязательно надо проводить беседы со своим ребенком, разговаривать и рассказывать обо всем на свете!

4. Ребенок также учится общаться – и этому он должен учиться через живое общение с родителями и детьми. Одна из проблем современности – появление большого количества симптомов аутичности у детей напрямую связна с гаджетами. Усугубила это ситуация с ковидом – закрытость, дистанционное общение и обучение сделали свое дело. Многие родители с легкостью заменили малышу свое внимание его увлечением интересным движущимся картинкам на экране, и не замечают, как у ребенка тормозятся в развитии коммуникативные способности. Нельзя допустить, чтобы границы мира малыша сужались только до размера экрана монитора. Он должен учиться общаться и чувствовать. Эмоциональное развитие ребенка должно быть связано с живыми эмоциями людей. Необходимо, чтобы он научился понимать других, различать эмоции, налаживать отношения, дружить и ценить. И поэтому обязательны прогулки в обществе других детей (включая катания с горки, шлепанье по лужам и догонялки с лягушкой), знакомства и общение с ровесниками без телефонов и других гаджетов.

5. Мы все понимаем, что жизнь без гаджетов сейчас уже невозможна, но в наших руках научиться соблюдать информационную гигиену дома, на работе, в общественном месте. В период роста и развития ребенка взрослые должны регулировать киберобщение своих детей.

Для формирования у малыша информационной гигиены удобно выработать семейные правила. Например, семейный ужин всегда без гаджетов; если приходит бабушка или дедушка, друзья, родные – уделяем время гостям и общаемся; перед сном мы читаем книжки и слушаем сказку от мамы или папы, обсуждаем события прошедшего дня и обнимаемся. Ценность такого проведения времени ребенок пронесет через всю свою жизнь и уже во взрослом возрасте научиться эффективно сочетать в своей деятельности и гаджеты и чувства.

Вместе с семейными правилами необходимо сформировать у ребенка и правила кибербезопасности:

  • не пользуемся телефонами, планшетами или компьютерами взрослых без их разрешения;

  • взрослым с целями безопасности рекомендуем не оставлять свои телефоны (особенно с доступом к онлайн банкам или персональным данным). Мошенники стали более изощренными и действуют уже через детей. Немало случаев, когда мошенники с помощью детей получали доступ к финансам родителей.

  • при нахождении в небезопасном месте (на улице, при передвижении через проезжую часть, во дворе, где ездят машины, в больших торговых центрах, в общественных местах при большом скоплении людей и т.п.) не играем в телефон. Воспитайте у ребенка привычку в таких местах ходить с вами за руку, держать во внимании кого-то из своих взрослых (маму, папу, бабушку дедушку).

6. Особенную озабоченность в отношении гаджетов составляет игровая зависимость детей от компьютерных игр. Это увлекательно, интересно и … опасно. Компьютерные игры должны войти в жизнь ребенка тогда, когда он уже научился общаться, дружить и любить время, проведенное с друзьями и родителями. Со сформированной игровой зависимостью бороться очень сложно, это уже область работы специалистов – психологов, психотерапевтов и психиатров. Это такая же зависимость, как и алкоголизм, наркомания. Чтобы не попасть в это поле зависимостей очень важно формировать с дошкольного возраста информационную культуру и гигиену у себя и у вашего ребенка.

Уважаемые взрослые! Наша любовь к детям проявляется не в дорогих игрушках, фирменных памперсах и количестве умных гаджетов у ребенка. Самым ценным во все времена было и остается радость живого общения, объятья, уважение к людям, здоровье и насыщенная счастливая жизнь. И эти ценности передаются только от человека к человеку, от каждого родителя к своему малышу.

Автор – О.В. Северная, психолог с 25-летним стажем работы, автор многочисленных методик и статей.